Степная империя тюрков и ее наследники

«Когда было сотворено вверху голубое небо, а внизу бурая земля, между ними обоими были сотворены сыны человеческие. Над сынами человеческими воссели на царство мои предки Бумын-каган и Истеми-каган. Сев на царство, они охраняли государство и устанавливали законы тюркского народа»

Так рассказывает о начале новой эпохи в Великой Степи, эпохи господства тюркских племен, эпохи их языков и их государств, самый значительный тюркский письменный памятник того времени — руническая надпись в честь Кюль-тегина, прославленного воина из рода кагана. Время сотворения мира совпадает здесь со временем появления людей, а сотворение «сынов человеческих» предельно близко ко времени правления первых тюркских каганов, покоривших «народы четырех углов света».

Почти через двести лет после «начала начал», после возникновения Тюркского эля(государства), после воцарения там первых каганов, для автора надписи история совместилась с легендой, а величие прошлого было призвано возвышать настоящее.

Что же реально стояло в истории за патетикой первого летописца тюрков?

В I тысячелетиин.э. началось постепенное изменение этнической среды в степях Евразии. Тюркоязычные племена начинали здесь преобладать. Ускорение процессов социального развития и территориально-политической консолидации привело во второй половине I тысячелетия к созданию тюркоязычными племенами нескольких крупных государственных образований (каганатов) на территории Южной Сибири, Средней и Центральной Азии, Северного Кавказа и Нижнего Поволжья: первого Тюркского каганата, Тюргешского каганата, Уйгурского каганата, Западнотюркского каганата, Восточнотюркского каганата, а также государств кимаков, карлуков, енисейских кыргызов и приаральских огузов (гузов). Это время принято называть древнетюркской эпохой.

Ниже мы познакомимся в самых общих чертах с этнической, политической и социальной историей тюркских народов Средней и Центральной Азии во второй половине I тысячелетия н.э. Именно в это время возникли этнополитические объединения, ставшие прямыми предшественниками и предками современных тюркоязычных наций, в том числе казахской. Тогда же поднялась на новую ступень духовная культура степняков — возникла тюркская письменность, заимствованная и оригинальная, появилась запечатленная на письме тюркская литература, тюркские племена впервые приобщились к великим религиям того времени — манихейству, буддизму, исламу, христианству, широко освоили достижения иных цивилизаций. В условиях полукочевого и кочевого быта, а иногда — после перехода к оседлой и городской жизни, как например, в Семиречье, — была создана новая своеобразная и самобытная культура, занявшая свое место в мировой культуре того времени.

Все эти процессы невозможно расчленить на «истории» отдельных племен и народов Великой Степи и совместить их исключительно с прошлым какой-либо одной современной нации. Тюркоязычные народы Евразии, так же как и их предшественники, в течение многих веков имели общую историю и общую по происхождению культуру, ставшую их общим наследием. Смена на исторической арене одних племенных объединений другими вовсе не означает полного исчезновения первых — древние племена сохранялись во вновь возникших этнических и политических структурах, часто под другими названиями, и формировали новые народы, претерпевавшие свои деформации. Судьба каждого из них неотделима от судьбы соседей и сородичей.

Преемственность и единство  в истории и культуре евразийских степей, возникшие в начале бронзового века, достигшие расцвета во время скифов, не исчезли, а лишь окрасились в новые этнические цвета с наступлением эпохи древних тюрков.

Оставить комментарий